Небольшая статья и интервью, которое вчера напечала старейшая тамбовская Интернет-газета "Гвоздь" (http://gazeta.tstu.ru). Журналист - Илья Каверин
Фотография на фоне весны
![]() |
Юрий Солотин (фото Андрея Константинова) |
- А где же студия? Мне сказали, должна быть в этом здании…
- А пойдем, провожу, - предлагает курильщик – тебе в другой вход.
Через несколько шагов, докурив сигарету, мужчина произносит: «Вот эта дверь. Только они обычно позже приходят…» «Спасибо большое, мне назначено» - с улыбкой отвечает будущий автор и приоткрывает дверь в полумрак.
Через доли секунд, потребовавшихся глазам для того, чтобы привыкнуть к освещению, студент видит перед собой светловолосого молодого человека лет 25-30 в легких очках.
- Добрый день. Илья – представляется студент.
- Привет! Соответственно, Юра! – отвечает молодой человек и протягивает руку в стандартном жесте приветствия. – Проходи…
Настало время представить этого человека читателю. Итак, знакомьтесь: Юрий Львович Солотин, фотограф, педагог, журналист, музыкант, радиоведущий. Родился в Тамбове 27 марта 1975 года. Окончил школу №29 и ТГУ им. Г.Р. Державина (специальность - экономист). Сегодня является одним из ведущих фотографов города, руководит фотошколой и курсами для моделей.
Тем временем, журналист и фотограф проходят в небольшую комнату, где расположился небольшой стол, компьютер и шкаф с коллекцией карт «Magic. The Gathering». «Сам не играю – у нас просто помещение арендуют» - чуть позже признается Юрий.
- И давай сразу на «ты», хорошо? - добавляет он.
- Без проблем! – с радостью отвечает студент.
- Чай-кофе будешь?
Не часто, надо отметить, собеседники кормят журналиста. Юре большой земной поклон!
- Спасибо, не откажусь!
- Присаживайся, - произносит фотограф – начнем?
- Почему бы и нет!
Журналист достает телефон, заменяющий ему диктофон, и небольшой блокнот, в котором со вчерашнего дня прописались некоторые наметки к интервью. Беседа началась.
- Юра, для начала расскажи, пожалуйста, с чего начинается новая фотография и есть ли четкий порядок стадий, которые она проходит?
- Я против всяких схем в творчестве. Каждый раз все происходит по-разному, поскольку фотографирую очень много. Снимаю, в основном, людей, но все же разные. Кто-то «креативит», приходит с кучей идей и просит, чтобы я их выполнил. Им просто нужна профессиональная техника, и, конечно, мое видение фотографии. Кто-то приходит и хочет снимков конкретно «отСолотина». Здесь уже приходится что-то фантазировать, придумывать.
Бывает, задумываешь одно, но уже на фотосессии в человеке видишь какие-то интересные эмоции, новые линии и корректируешь свой первоначальный план потому, что понимаешь: изначально иначе представлял человека, у него есть и другие сильные стороны. Стараюсь не только свои задумки выполнять, но и исходить из желаний модели, в которой всегда вижу не материал, а партнера.
- Есть ли для тебя такое понятие, как вдохновение?
- Оно, конечно, существует. Иногда снимать легко, иногда – тяжело. Последние пару лет фотографирую практически каждый день, естественно, появляются определенные навыки, какой-то уровень, ниже которого никогда не опускаюсь. Но роль вдохновения, как в любом творчестве, велика. Когда оно посещает, прямо-таки ТВОРИШЬ! Сказать, что именно его вызывает, не могу. Это не зависит ни от настроения, ни от погоды.
- Что самое сложное в процессе создания снимка?
- Самое сложное – сделать «свою» карточку. У меня принцип: в результате фотосессии у модели должен появиться хотя бы один кадр, которого ни у кого нет. Ведь спустя годы множество одинаковых снимков перестают радовать глаз. И, если хоть одна фотография лет через пять остается предметом гордости модели – значит фотосессия прошла удачно.
Я долго обрабатываю фотографии. Это значительная часть моего стиля. Причем порой может быть не слишком заметно вмешательство каких-то графических редакторов, но, поверьте мне, там все равно много работы! Поэтому я за фотосессию делаю не так много фотографий. Пусть снимков будет меньше, но все разные.
- Что важнее: процесс создания фотографии (выставление кадра и прочее) или сам получившийся результат?
- Если бы не нравился процесс, я бы не пришел в фотографию. Профессионально ведь я занимаюсь ей всего несколько лет. А до этого долго снимал на мыльницу, потом арендовал хорошие аппараты, и, конечно, сначала фотографировал бесплатно. В рекламной и вообще фотографии на заказ результат – самое главное. Но я всегда получаю кайф от самого процесса! И сегодня, кстати, имея достаточно коммерческой работы, все равно выделяю время на творческие фотосессии.
- Помнишь ли ты свою первую художественную фотографию?
- У меня очень долго были только любительские фотосъемки: я ездил на гастроли, на концерты, всегда возил с собой пленочный фотоаппарат и старался зафиксировать лучшие моменты той своей жизни. Если же говорить о художественном творчестве, то помню не фотографию, а первую фотосессию. Я подружился с Валей Дегтярь, и, когда решил не обрабатывать чужие фотографии (начинал я именно с этого), а делать самому, то обратился именно к ней. На тот момент она была действующая Мисс Тамбов. Так что, уровень модели превосходил уровень фотографа. Я чувствовал себя тогда довольно неловко, надо сказать. Сегодня же у нас сложился серьезный творческий союз, за несколько лет мы воплотили множество оригинальных идей.
- Ты отдаешь предпочтение пленочным или цифровым фотоаппаратам?
- У меня две цифровые камеры, пленочными я уже не пользуюсь. Но говорить о том, что пленка хуже, я не могу. Просто я так привык. У пленочных фотоаппаратов есть свои преимущества, у них больше динамический диапазон. Но и у «цифры» есть огромное количество плюсов. Много моих знакомых снимают на пленку, но все ее преимущества они реализовать в Тамбове не могут: нет ни хорошей пленки, ни возможности напечатать снимки в достойном качестве.
- Часто ли в процессе фотосессии ты понимаешь, что она удалась/не удалась?
- Чаще бывает, что все обманывается. Я очень самокритичен, к тому же максималист по натуре. Иногда во время фотосессии чувствую: в модели есть что-то такое, скрытое внутри, что я никак не могу вытащить наружу. Возможно, это «сидит» очень глубоко, но я все равно переживаю. Когда прихожу домой, сбрасываю фотографии в компьютер, никогда не радуюсь «какой же я молодец!». Наоборот, думаю что все сделанное мной сегодня было полной ерундой.
Но проходит час-другой, появляются мысли типа «ага, ну вот фотография еще более-менее», пройдет еще час - «вот эта еще пойдет». Так и набирается на альбом.
На самом деле, я никогда не думаю, удалась фотосессия или нет. Важнее другое – удалось ли установить контакт. Если человек искренен, если он тебе доверяет – тогда все само получится.
- Когда заканчивается бытовая и начинается художественная фотография?
- Я, наверное, не смогу ответить на вопрос – он очень сложный. Многие люди, которые ко мне обращаются, проводят эту градацию так: если объект – четкий, а фон – размытый, то фотография профессиональная. На самом деле, фотографировать можно на любой аппарат и на технике не зацикливаться. Одна из моих самых популярных работ снята вообще на «мыльницу» и никто об этом, пока я не скажу, не догадывается!
Разговор о художественном фото достаточно долгий, надо говорить о комплексе нюансов. Снимок «я на фоне памятника», наверное, считается бытовой. Но и в этом случае можно сделать художественную фотографию! Все зависит от восприятия, от «профессионального чутья». Сам я не делю фотографии на бытовые и художественные. Есть те, которые «цепляют», и те, которые оставляют равнодушными.
…Пока фотограф отвечал, студент вдруг понял, что совершенно не знает, как выглядит помещение, в котором находится. А посмотреть было на что. Комнатка, в которой они общались, располагалась, по всей видимости, позади основного зала, в котором проводились фотосессии, и была отделена от него неплотной шторой, сейчас небрежно откинутой в левую сторону. Над головой Юры, на стене, располагалась доска, которую так и хотелось назвать «школьной». На ней аккуратным почерком были написаны два интернет-адреса. Что за адреса – загадка. Параллельно столу проходила еще одна стена, по центру которой располагалось какое-то полотно. Со своего места журналист, как ни пытался, так и не смог разглядеть, что было на нем изображено. За спиной студента располагалась запертая пластиковая дверь в холодный весенний мир, в котором за время их разговора прошло около получаса…
- В жизни ты занимался очень многим. Была и музыка, и продюсирование. Сейчас ты увлекаешься фотографией. Не может ли что-то вновь изменить твои пристрастия?
- Я очень рад, что пришел к фотографии. Это внешне я занимался многим, мне же кажется, что делал в принципе одно и то же – занимался творчеством. Просто инструменты разные. Например, я могу взять в руки десяток музыкальных инструментов и сыграть что-то на достойном уровне, но не виртуозно. Потому что в детстве не ходил в музыкальную школу. Да и настоящей группы у меня никогда не было – не мог найти людей, которые так же видят и оценивают этот мир.
Фотография же – тот тип искусства, в котором могу себя полностью реализовать. Это творчество одиночек, и здесь я чувствую себя комфортно, ведь мы с коллегами находимся в равных условиях, т.к. цифровая фотография – достаточно молодой вид искусства. И мечты о шедеврах и виртуозной игре не кажутся несбыточными (улыбается)
- Продолжаешь ли ты заниматься музыкой?
- Я работаю на радио и телевидении, и программы, в которых участвую – зачастую, единственный способ для молодых тамбовских музыкантов донести до слушателя свое творчество. Поэтому у меня есть чувство социальной ответственности перед ними. Я должен быть в курсе всех новинок. Но, помимо ответственности, конечно, есть и интерес! Музыка у меня звучит постоянно, в том числе, и когда я работаю над фотографиями. Без нее своей жизни не представляю.
- Зависит ли получившийся снимок от того, какую музыку ты слушал в процессе его обработки?
- Конечно! Музыка – мой главный творческий партнер при обработке снимков, она диктует настроение. Я часто подбираю музыку под свое видение фотографии. Для души же я слушаю чаще грустную, умную музыку. Любимый исполнитель – Дэвид Сильвиан, если говорить о стиле – обожаю арт-рок.
- На твоем сайте я видел несколько снимков с фотосессий людей достаточно известных. Есть ли кто-то, с кем хотелось бы провести фотосессию больше всего?
- Я не знаю, как-то даже не задумывался… На фотографии ведь не видно, известный человек или нет. С точки зрения PRили маркетинга – наверное, полезно фотографировать любую популярную личность. С творческой же точки зрения, известность человека не играет никакой роли. А я считаю себя в первую очередь фотографом творческим, а не коммерческим.
- Всегда ли в фотосессиях мастер диктует стиль, говорит модели, что делать? Есть ли обратная связь?
- Бывает по-разному. Партнер может быть просто исполнителем, а может быть и соавтором. У меня есть постоянные модели, которых я могу назвать именно своими соавторами. Они сами приходят с идеями, со своим видением. Вообще-то, какой бы ты «крутой» фотограф ни был, на фотографии-то все равно Человек - со своими эмоциями, чувствами, внешним видом.
- Есть ли у тебя хобби?
- Я такой странный (и счастливый!) человек, что у меня все увлечения со временем становятся работой. Многие играют на гитаре, но не все выступают на концертах. Мне же довелось в разных ипостасях (музыкант, автор, организатор) объехать почти всю Россию. Многие любят фотографировать, но я занимаюсь этим профессионально… Слышал, что хобби должно быть у тех, кто не любит свою работу. Я свою работу люблю. Моя жизнь достаточно разнообразна, поэтому мне развлечений хватает и внутри ее.
Хотя, я увлекаюсь футболом! Три десятка лет болею за «Спартак», знаю лучших игроков профессиональных лиг по имени и в лицо, составы всех команд во всех ведущих чемпионатах… Когда-то и сам играл и даже побеждал в турнирах.
- Ты можешь назвать себя трудолюбивым человеком?
- Конечно! У меня рабочий день длится по 12, а то и по 16 часов. Я не могу просто так валяться на диване. Всегда что-то надо делать.
- Наверняка же иногда хочется поддаться лени? Как-то борешься с этим?
- Иногда поддаюсь, конечно, но есть ответственность – перед клиентами, учениками. Мотивация для борьбы с ленью всегда находится!
… Журналист перехватывает взгляд фотографа. Юра это видит и с улыбкой произносит: «Чай-то остыл уже!» В голове студента проносится мысль: «Отлично! А то у меня уже минут 10 назад вопросы кончились…»
За окном на яркое, но холодное весеннее солнце набежала небольшая туча, резко подул ветер. Ребятня, которая на протяжении всей беседы весело визжала на улице, куда-то разбежалась. Журналист выключил диктофон и пересел на стул левее себя, чтобы быть поближе к чайнику и таким аппетитным печеньям. Выключенный телефон уже покоился в переднем левом кармане брюк.
Илья Каверин
Илья Каверин
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.