В последнем номере Тамбовского Женского журнала опубликовано вот это интервью со мной.
Портрет в жанре НЮ
Мария Донецкова
Портрет в жанре НЮ
12 декабря в Тамбове пройдет Первый открытый форум фотографии - день живого общения любителей, профессионалов и просто неравнодушных к фотоискусству. В программе будут различные семинары и мастер-классы, в числе которых и практический мастер-класс известного фотографа Юрия Солотина, посвященный съемке обнаженной натуры. Об этом жанре мы и поговорили с мастером.
Тамбовский женский журнал: Юрий, как Вы начали работать в этом жанре?
Ю.Солотин: Говоря откровенно, никогда не думал, что придется работать в таком стиле. Спроси меня кто-нибудь лет десять назад, сказал бы, что обнаженных девушек фотографируют только маньяки и озабоченные извращенцы. Так было до тех пор, пока не увидел действительно классные работы ню. Сам же начал снимать случайно. Одна из моделей попросила сделать чуть более откровенных снимков во время фотосессии, ей понравилось, показала эти фотографии подруге, та тоже захотела. Все произошло само собой и постепенно. Сегодня уже у меня несколько фотосессий ню в неделю.
ТЖЖ: Что самое сложное для фотографа при съемке в жанре ню?
Ю.Солотин: В повседневной жизни мы носим одежду, которая не только греет, но и выполняет очевидные технические функции – подчеркивает наши достоинства и скрывает недостатки. Если же человек обнажен, то эту функцию выполняет свет, поза, иногда аксессуары. Нет людей с идеальной внешностью, фигурой. Какой бы красавицей девушка ни была, сняв одежду, она обнажает и свои уязвимые места, и мастерство фотографа заключается в том, чтобы никто не догадался об этом. Поэтому модель должна полностью доверять фотографу.
ТЖЖ: И каковы обычно отношения фотографа и модели? Как решаются проблемы этического и психологического характера?
Ю.Солотин: Тема взаимоотношений модели и фотографа со всеми подводными течениями интересует многих, и это объяснимо, ведь для далекого от искусства человека вся суть процесса порой сводится к тому, что девушка раздевается перед посторонним мужчиной. Но на самом деле это проблема надуманная. Съемка обнаженного тела очень тяжела в творческом плане, и фотограф во время сессии настолько занят решением сложных задач, что совершенно не задумывается на темы интимного характера. Кто-то может в это не верить, но так бывает до тех пор, пока человек сам не попробует.
ТЖЖ: Понятно, что фотограф, который постоянно снимает обнаженные тела, относится к этому спокойно. Но ведь девушка, пришедшая на фотосессию, вряд ли имеет большой опыт, и наверняка волнуется. Нужно ли это учитывать?
Ю.Солотин: Конечно! Для меня, например, табу – разговоры на сексуальные темы, заигрывания с моделью. Важно показать, что все происходящее – серьезный рабочий процесс. И еще я постоянно разговариваю. Для того, чтобы подчеркнуть все лучшее в человеке, которого снимаю, нужно оценить его. И здесь очень важно общаться с моделью. Согласитесь, мужчина, пусть даже с фотоаппаратом, который молча ходит вокруг девушки и сверлит взглядом, вряд ли сможет добиться от нее раскрепощенности и доверия. А когда она слышит спокойный голос, ощущает рабочий дружелюбный настрой, то и мыслей никаких не возникает. Вообще любая девушка очень тонко чувствует, как с ней общается и как на нее смотрит фотограф. Как только она почувствует взгляд не фотографа, а мужчины, моментально закроется и ничего хорошего снять не получится.
ТЖЖ: Насколько сложно находить моделей для подобных съемок?
Ю.Солотин: Раньше это было очень сложно. Важно ведь не просто найти девушку, готовую позировать в обнаженном виде – желающих на самом деле множество. Трудно отыскать человека, готового подходить к процессу творчески и не бояться увидеть после съемки свои фотографии, выложенные в Интернете, висящие на стенах выставок и тп. Мне неинтересно делать одинаковые снимки, а модели порой желают таких же фотографий какие уже видели. И публикация снимков – еще один проблемный момент. В небольшом городе степень внутренней свободы человека и менталитет отличаются от столичного. У меня значительная часть клиентов – это москвичи, узнающие что в провинции работает неплохой фотограф, который снимает в разы дешевле своих столичных коллег. Впрочем, сейчас передо мной вообще не стоит проблема поиска модели для реализации каких-то идей. Обычно ставлю статус в социальной сети типа «ищу модель для съемки под дождем», и тут же находится десяток желающих, из которых можно выбрать наиболее подходящий типаж. Плюс у меня уже образовался круг постоянных моделей, которые готовы помочь мне в воплощении самых безумных замыслов, за что им очень благодарен.
ТЖЖ: Модели, работающие в жанре ню – какие они?
Ю.Солотин: Они разные, но большинство объединят то, что в жизни эти девушки (мужчины снимаются очень редко) – скромные и в них нет даже намека на пошлость. Модель обычно имеет высшее образование, либо готовится получить его, и это ни в коем случае не стриптизерши или проститутки. Отношение к съемке ню как к искусству, раскрытие эстетической составляющей, а не способу возбудить мужчину – очень важная деталь. Фотографы бывают разные, конечно, и в моих работах раскрывается в первую очередь не сексуальность женского тела, а красота и изящество линий и форм. Не люблю, когда мои работы называют эротической фотографией. Какая там эротика? У меня нигде нет завлекающих поз, томных взглядов и пошлых сюжетов. Думаю, в том числе и поэтому у меня сегодня достаточно желающих сниматься. Одна девушка написала перед фотосессией «я готова делать все что ты скажешь». На мой вопрос, не слишком ли она доверяется мне, она ответила «я же видела фотографии и понимаю, что ничего такого ты мне предлагать не станешь».
ТЖЖ: Где снимать интереснее – в студии или на природе?
Ю.Солотин: Интересно везде. Это совершенно разные виды съемки. В студии ты строишь собственный мир, создаешь нужные тебе световые схемы, а в естественных условиях должен приспосабливаться к ним. Модель в студии – это как правило инструмент для воплощения замыслов фотографа, а вне ее – просто человек, со своими эмоциями и чувствами. Поэтому в студии я чувствую себя скульптором, а в других локациях - портретистом, раскрывающим конкретного человека.
ТЖЖ: Скажите, насколько важна роль импровизации? Вы заранее придумываете образы либо уже во время съемки?
Ю.Солотин: Зависит от конкретной съемки. Я по натуре креативная личность, поэтому часто делаю только предварительные наброски, продумываю общую идею, а детализация происходит уже в процессе. Самые удачные мои фотографии появились спонтанно, так зачем же загонять себя в жесткие рамки? К тому же я снимаю не предметы, а людей, и если видеть в них не материал, а конкретную личность, то фотографии станут глубже и выразительнее. Поэтому стараюсь учитывать еще и настроение, эмоции человека в данный момент.
ТЖЖ: После Вашего мастер-класса наверняка многие рискнут попробовать снимать в этом жанре, что посоветуете им сделать в первую очередь? Каких ошибок нужно избегать?
Ю.Солотин: Фотографирование обнаженного тела – очень сложный вид съемки, и сразу достойный результат получить практически невозможно. Поэтому желательно набирать опыт с теми, кто готов относиться к процессу творчески, искать модель, которая будет полноправным партнером. Можно сначала копировать работы мастеров. Надо помнить, что в снимке должно оставаться место загадке, что недопоказанная деталь порой волнует больше, чем показанная явно. Заблуждаются те, кто считает, будто снимок станет привлекательным только оттого, что модель изображена в обнаженном виде. Наоборот – без одежды человек менее фотогеничен, не говоря уже о психологической и эмоциональной скованности. Фотограф должен понимать, что девушка, решившаяся раздеться перед ним, как правило испытывает стресс, даже если не показывает это, и относиться к ней нужно с уважением и благодарностью за то, что ему доверяют. Подобное доверие очень сложно завоевать, но легко утратить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.